Г. СПБ, ПЛ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО,
Д2 БЦ “МОСКВА”, ОФИС 1008, 1009
С 9 ДО 18
Г. СПБ, ПЛ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО,
Д2 БЦ “МОСКВА”, ОФИС 1008, 1009
Bi-Pi
23.05.2021

«Налоговая реконструкция» или смягчение карательных мер: долгожданное письмо ФНС для добросовестных контрагентов

В Письме ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ фискалы учли мнение высших судов, которые обязали налоговиков определять реальный размер налоговой обязанности, как предписывает НК. Разбираемся в подробностях

В 2017 году в Налоговом кодексе появилась статья 54.1

Статья 54.1 Налогового кодекса определяет критерии необоснованной выгоды налогоплательщика.

С 2017 года эта статья стала одной из самых неоднозначных и спорных: и бухгалтеры, и юристы часто жаловались на то, что налоговики могут применять ее в произвольном порядке. По статистике РБК, четыре из пяти решений по итогам налоговых проверок с применением указанной практики, оспариваются в судах, и в 78% случаев бизнес оказывается побежденным государством.

По понятным причинам, 2020 г. стал лакмусовой бумажкой данного закона, когда бизнес-сообщество особо болезненно отреагировало на налоговую нагрузку.

Надежду на перемену вектора на смягчение подхода инициировал ряд резонансных споров (дело «Звездочки», «Красцветмета» и «Уралбройлера»), в которых судебные инстанции пересмотрели существовавший подход о необходимости доначисления налогоплательщику налогов со всего оборота при установлении налоговыми органами признаков недобросовестного поставщика (исполнителя).

Проблема статьи 54.1 кроется в неудачно сформулированной норме и, соответственно, в жесткой, а иногда и несправедливой ее интерпретации.

Бизнес давно ждал понятных и прозрачных правил игры от налоговиков и, наконец, письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» увидело свет.

Предыстория такова, что ранее Минфин выпустил ряд писем с разъяснением о том, что с принятием ст. 54.1 НК РФ, ранее разработанные позиции ВАС РФ и ВС РФ (о реконструкции налоговых последствий) неприменимы.

Письмо ФНС не восприняло такой подход

В Письме есть многочисленные отсылки к правовым позициям КС РФ, ВАС РФ и ВС РФ. Текстуально письмо ФНС содержит многочисленные заимствования из Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, включая понятие «необоснованной налоговой выгоды».

Применение на практике концепции «реального размера налоговой обязанности»

ФНС России в Письме от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняла, что для применения ст. 54.1 НК РФ необходимо доказать не только факт наличия в цепочке потенциально «недобросовестного» контрагента, но и умысел проверяемого налогоплательщика, направленный на создание условий для получения необоснованной налоговой выгоды.

«Основное, что поменялось с точки зрения правовой практики, – отмечает юрисконсульт «БиПИ» Жанна Таркова, - это применение концепции «реального размера налоговой обязанности», когда по правилам ст. 54.1 НК оценивается не только (и не столько) договор с контрагентом (в п. 3 данной нормы прямо предусмотрено, что подписание договора неуполномоченным лицом не является доказательством налогового правонарушения), а анализируются фактические обстоятельства сделки и изначальная цель налогоплательщика. Идея и цель письма – унифицировать подходы к основным ситуациям налоговых злоупотреблений, которые распространены на практике». 

Знание о «техническом» контрагенте

Первыми в «БиПИ» достоинства письма оценили юристы, назвав их революционными. Отныне добросовестные участники рынка могут быть освобождены от ответственности за выбор «технического» контрагента, при условии должной осмотрительности.

Этому посвящена существенная часть письма ФНС (разделы II-IV письма). В них разъясняется, что пп. 2 п. 2 ст. 54.1 кодекса касается ситуаций, когда в цепочку поставщиков искусственно вставляется «техническая» компания, не способная исполнить гражданско-правовые обязательства.

Здесь же проводится разграничение ситуаций, когда налогоплательщик (1) действовал умышленно (сам участвовал в налоговой схеме (прямой умысел), либо знал о пороках поставщика (косвенный умысел)) и (2) не проявил должную степень осмотрительности (теперь используется термин «стандарт осмотрительного поведения»).

В первом случае (наличие умысла) налогоплательщик может рассчитывать на реконструкцию налоговых последствий (учет затрат и вычетов на основании документов реального поставщика/исполнителя), если только сам налогоплательщик раскроет информацию об этом реальном поставщике на стадии проверки (или при подаче возражений на акт). Штраф за такое правонарушение составит - 40%.

Во втором случае (если налогоплательщик не проявил осмотрительности) налогоплательщик получит право на учет затрат, доказав их соответствие рыночной величине, и вычет НДС – на основании информации о реальном поставщике товаров, имеющихся у налоговых органов и полученных при содействии налогоплательщика. Штраф за такое поведение составит - 20% (с правом апеллировать к мерам, снижающим размер ответственности).

Если реальный поставщик не известен, то налогоплательщику дается отказ в вычетах НДС. При этом он имеет право доказывать, что размер фактически понесенных им затрат соответствует рыночному уровню.

Наконец, пункт 20 письма содержит положение о том, что если налогоплательщик проявил коммерческую осмотрительность, он не знал и не должен был знать о том, что поставщик «техническая» компания, то отсутствует состав правонарушения, не доначисляются налог на прибыль и НДС.

В разделе VIII письма указывается на необходимость реконструкции налоговых обязательств при выявлении схем «дробления бизнеса».

Здесь подчеркивается необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика на основании обстоятельств, которые подлежат установлению налоговым органом с учетом имеющихся у него сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении, учитывая как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, вычеты по НДС, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов.

При выявлении дробления бизнеса НДС должен быть доначислен в пределах сумм, полученных от покупателя

Юристы группы компаний «БиПИ» помогут Вам разработать правовую позицию, защищающую интересы Вашей компании в налоговом споре, а также переоценить налоговые риски тех или иных хозяйственных операций с учетом положений нового Письма ФНС.

Мы всегда на связи и готовы к встрече, обсуждению и решению любых Ваших правовых и финансовых задач. Связывайтесь с нами по любой удобной форме для Вас (телефон, заявка, соцсети).

Наши контакты

info@bi-pi.ru

8 800 234-26-77

Наш адрес:
г.СПб, пл. Александра Невского, д2
БЦ “Москва”, офис 1008, 1009
с 9 до 18

Подпишитесь на нашу рассылку!

Какой-то текст ошибки
Карта сайта
© Все права защищены. 2024г.