Обязан ли бывший руководитель передать дела новому?
Это часто задаваемый вопрос и теперь Конституционный суд поставил точку в данном вопросе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2023 N 2450-О.
Решением суда, бывшего руководителя обязали передать документы общества в соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона о бухучете.
Бывший директор обязан пояснить отсутствие документов, и причины их отсутствия, указал ВС РФ.
Он также отмечал, что директор обязан организовать хранение бухотчетности и иных документов и при увольнении передать их новому руководителю.
Главным бухгалтерам надо взять это на вооружение.
Т.к скорее всего от них руководители будут требовать организовать такую передачу.
_________
Как хранить электронные документы?
Делать это следует с использованием системы хранения электронных документов (СХЭД) или на обособленных носителях. СХЭД интегрируется с системой ЭДО организации и обеспечивает их взаимодействие
Т.е., если есть такая система в вашем ЭДО, которая позволяет создавать архив, то печатать электронные документы, подшивать и хранить в папках регистраторах не надо.
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда, утв. Приказом Росархива от 31.07.2023 № 77
Вступили в действие с 17.09.2023г
Как организовать хранение в организации?
Конечно назначить ответственного ...
Документы, за исключением находящихся в СХЭД, размещаются в первичных средствах хранения:
• бумажные — в коробках, папках, конвертах;
• электронные на отдельных носителях — в упаковке, рекомендованной производителями носителей;
• аудиовизуальные — в коробках и бюксах, ящиках упаковочных для фильмов (яуфах), конвертах.
И помним, если ИФНС в целях налогового контроля запрашивает у организации документы, срок хранения которых еще не истек, их необходимо представить, иначе штраф 200₽ или 10000₽ - смотря что за проверка.
Если срок хранения документов (с коротким сроком хранения) истек к 1 января текущего года, то после проведения экспертизы их можно уничтожить. Для этого надо оформить акт о выделении документов к уничтожению.
Напомним, общий минимальный срок хранения бухгалтерских документов 5 лет.
_______
Неприятный вопрос и кошмар для некоторых бухгалтеров, особенно тех, кто попадает под обязательный аудит.
Можно ли не отражать ППА по предмету аренды ориентируясь только на срок в действующем договоре — 11 месяцев?
Нет, нельзя!
Включаем профессиональное суждение, требования ФСБУ 25/2018 и разъяснения Минфина, а для аудита ещё и правила по МСФО «Аренда».
Так вот, как пояснил Минфин срок аренды определяют исходя из
• сроков и условий договора (включая периоды, когда арендные платежи не вносят),
• а также есть ли у сторон возможность и намерения изменять эти сроки и условия, в т.ч. есть ли уверенность, что аренду продлят или прервут.
Письмо Минфина от 04.10.2021 № 07-01-09/80036
Если вы планируете арендовать офис на несколько лет, то надо ориентироваться на реальный планируемый срок аренды, а не превычные 11 месяцев и определять в бухучете Право пользования активом (ППА).
В нее входит: первоначальная оценка обязательства по аренде (предполагаемая сумма арендных платежей за весь период аренды).
_______
Информация для всех налогоплательщиков, кто платит налог на недвижимость исходя из кадастровой стоимости
(т.ч. на УСН)
Вам следует проверить в документах его «разрешенное назначение, использование, наименование».
Дело в том, что Конституционный суд сказал, что нельзя возлагать обязанность платить «кадастровый» налог только на основании разрешенного назначения земельного участка, независимо от фактического использования здания (строения).
Постановление КС от 12.11.2020 № 46-П.
В споре суд встал на сторону налогоплательщика, который не согласился с нормами НК РФ, где сказано что налог платится с нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями ЕГРН или техническими документами предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, ЛИБО, которые фактически используются для размещения... таких объектов.
Все дело оказалось в слове "ЛИБО".
Т.е., если фактически здания использовались под производственные и образовательные цели, а не для размещения офисов или торговых объектов, то «кадастрового» налога можно избежать путем подачи заявления об исключения из реестра недвижимости, по которым есть обязанность уплаты налога по кадастру.
Надо написать в Минэконом письмо с подтверждающими документами об ином использовании объекта.
Кстати, и налоговая, и Минфин с этим согласны (Письма Минфина от 19.11.2021 № 03-05-04-01/93549; ФНС от 01.02.2021 № БВ-4-7/1078@).
_________
Появилась новая форма отчета о движении денежных средств на счетах в зарубежных банках.
Напомним, что до 30.01.24 всем организациям и ИП необходимо отчитаться о своих движениях по счетам в зарубежных банках. Форма новая
Для частных лиц - форма также изложена в новой редакции.
Больше актуальной информации о налогах, бухгалтерии, рисках и возможностей для вашего бизнеса в нашем Telegram-канале.